Индекс цитирования

Авторизация






Забыли пароль?

Обложка журнала

НОВОСТИ

(11/10) Ученые из ИФХЭ РАН и МГУ под руководством Ольги Виноградовой поняли, как «полосатая» гидрофобность..
   Ученые из ИФХЭ РАН и МГУ под руководством Ольги Виноградовой поняли, как «полосатая» гидрофобность меняет течение жидкости     ...
Read More ...
(11/10) Ученые обнаружили пути проникновения вирусов гриппа и ВИЧ в организм
Ученые ИФХЭ РАН, НИТУ МИСиС, МФТИ и ряда других российских научных организаций изучили и описали би...
Read More ...
(17/04) Курс “Анализ геномных данных”, Москва, 2 – 11 июля 2012
Уважаемые коллеги, Со 2 по 11 июля 2012 года Учебный центр Института биологии гена РАН организует практический десятидневный курс по статистическому анализу геномных дан...
Read More ...
(12/03) Впервые получено изображение атомов, движущихся в молекуле
Исследователи из Университетов Огайо и Канзаса впервые смогли получить изображения атомов, движущихся в молекуле. С помощью ультрабыстрого лазера исследователи выбивали элек...
Read More ...

В России начинается выпуск высокотехнологичной диагностической аппаратуры Печать
(0 голосов)
24.05.2010 г.

Image

В России впервые станут выпускать компьютерные томографы (КТ), комплексы для магнитно-резонансной томографии (МРТ), ангио- и коронарографические сканеры, а также современные аппараты для ультразвуковой диагностики (УЗД).

Производство подобных приборов – действительно значимый шаг для отечественной медицины. Новые аппараты будут дешевле зарубежных, не уступая им по качеству, а значит, многие больницы получат современное оборудование, позволяющее выявлять различные заболевания на ранних стадиях. Остается понять, кто и как будет работать на этом современном оборудовании.

Дефицит оборудования

У россиян должна быть возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь – такой постулат фигурирует в качестве одного из национальных приоритетов. Пока что ситуация с современным оборудованием в больницах оставляет желать лучшего. Если, скажем, на миллион населения в США приходится в среднем 34 компьютерных томографа, в Италии – 30, а в Германии – 16, то в России – всего около 9 КТ-сканеров. Между тем такая аппаратура действительно позволяет проводить диагностику быстрее и качественнее.

«Сегодня такие сканеры – один из самых точных методов диагностики, – объясняет главный внештатный специалист по лучевой диагностике Минздравсоцразвития Игорь Тюрин. – Он используется при очень многих видах заболеваний и травм». А по словам руководителя центра лучевой диагностики «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава Валентина Синицына, компьютерные томографы позволяют, например, обнаружить онкозаболевания на ранних стадиях, когда лечение оказывается во много раз эффективнее.

Нехватка современных сканеров приводит к тому, что пациентов приходится отправлять в другие клиники, располагающие таким оборудованием. Однако говорить об оперативной диагностике в этом случае уже не приходится. Во-первых, в тех клиниках, куда отправляют сторонних пациентов, есть и свои больные, стоящие в очереди на тот же аппарат. А во-вторых, медучреждения разного подчинения, например федеральные и муниципальные, как правило, долго утрясают между собой, с чего это вдруг того или иного человека отправили к ним, кто будет платить за его обследование и т.д. Между тем в некоторых случаях своевременно проведенное обследование на том же компьютерном томографе может спасти чью-то жизнь.

На всю Россию сегодня насчитывается порядка 1,5 тыс. компьютерных томографов всех видов. Из них порядка 130 штук в Москве, причем часть находится в ведомственных клиниках, куда не всякий попадет. Нужно больше. Насколько именно больше – сказать сложно, но по некоторым оценкам, требуется около 3,5 тыс. компьютерных томографов и 2 тыс. МРТ-систем. «В любой больнице вместимостью от 1000 коек должен быть свой томограф», – считает Валентин Синицын.

Голландия – Россия

Современное медицинское оборудование очень дорого, особенно томографы, которые выпускаются за рубежом. Средняя цена томографа составляет порядка 60 млн руб. Понятно, что не всякий бюджет, особенно, скажем, в небогатом областном центре, может потянуть такие расходы. Но есть надежда, что в скором времени техника подешевеет. По крайней мере, такого результата можно ожидать от соглашения, заключенного между голландской компанией Philips и петербургским производителем медицинского оборудования НИПК «Электрон». Вчера две компании договорились о создании инновационного партнерства полного цикла по разработке и производству высокотехнологичного медицинского оборудования.

Проект будет включать в себя весь процесс: от разработки и адаптации томографов до установки и техобслуживания. «Реализация проекта будет способствовать снижению зависимости страны от импорта дорогостоящего медицинского оборудования и увеличению эффективности использования государственных средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения», – поясняет Йоост Леефланг, генеральный директор Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии.

Уже в этом году должно начаться производство 16-срезового томографа («срезом» в томографии называется один снимок участка тела, множество таких снимков позволяет построить трехмерное изображение). А к концу следующего года, как ожидается, появятся и 64-срезовые КТ, аппараты МРТ, ангиографы, новые сканеры ультразвуковой диагностики. Совокупные инвестиции компаний в первый этап проекта составили 600 млн рублей, рассказывает исполнительный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон. Вначале лишь 15% российских инноваций будет использоваться в производстве, но к 2013 году их доля составит 51%. При этом система качества предприятия сертифицирована по стандарту ISO 13485:2003 и соответствует всем европейским требованиям. Что интересно, приборы разрабатываются под реалии и потребности российского здравоохранения. Суть здесь в следующем: на Западе уже несколько лет существуют электронные базы данных, куда заносятся все сведения о пациенте. И результаты любого нового анализа поступают в эту же систему. Таким образом, врач сразу может увидеть не только нынешнее состояние здоровья человека, но и всю историю болезни. У нас же, как правило, данные разрознены, и врачу приходится либо назначать повторные исследования, либо делать выводы, не видя динамики и исходя только из текущей ситуации. «Чтобы создать единую базу данных пациентов, мы оснащаем наше оборудование серверами, они входят в комплект поставки, – рассказывает Александр Элинсон. – На них можно хранить данные обо всех обследованных пациентах и просматривать информацию в любой момент».

Вопрос конкуренции производителей пока не тревожит. Данный рынок в России далек от насыщения, считает Александр Элинсон. Причем аналогов тому, что предлагают Philips и «Электрон», просто нет. Конечно, сегодня аппаратуру привозят из-за рубежа, но это сказывается на цене, плюс она не адаптирована к российской специфике. А то, что станут выпускать здесь, будет сделано с учетом всех местных особенностей, от русскоязычного интерфейса до прилагаемых серверов и постоянного обучения персонала и техобслуживания, обещают разработчики. «В начале 1990-х уже было заключено соглашение одной российской компании с Philips, но тогда речь шла о поставках и отверточной сборке, сейчас же имеется в виду полноценное производство в России, – доволен зампред комитета по охране здоровья Госдумы Николай Герасименко. – А тот факт, что производить будут у нас, позволит ощутимо снизить стоимость приборов».

Опыт не купишь

Врачи довольны перспективами производства и надеются, что высокотехнологичная диагностическая аппаратура станет доступнее. «Очереди уменьшатся, а за счет увеличения числа томографов обследование станет дешевле», – предполагает Николай Герасименко.

Главное – чтобы были налажены обучение специалистов работе на новой аппаратуре и ее техобслуживание, надеются медики. Понятно, что прибор, каким бы совершенным он ни был, остается всего лишь машиной. В конечном счете правильность диагноза зависит от специалиста. А вот с ними в России проблема. Профессионалов в области компьютерной томографии у нас вообще не так уж много, рассказывает Игорь Тюрин. А поскольку за последние годы в результате реализации госпрограмм количество томографов в больницах уже возросло, рентгенологов вообще стало не хватать. «Количественно у нас рентгенологов больше, чем на Западе, – говорит Валентин Синицын, – но далеко не все из них умеют работать с новым оборудованием. Ведь главное здесь – не правильно уложить пациента в ложемент, с этим справляется и лаборант, а верно истолковать полученные данные. К тому же увеличилась нагрузка на врачей. Тот же МРТ генерирует порядка 1,5 тыс. снимков, их надо прочесть, сравнить». При этом дело не только в деньгах, хотя и это тоже немаловажно, ведь кое-где в регионах рентгенолог получает 10–15 тыс. руб., но самое главное в опыте, а его не купишь, его необходимо нарабатывать. Кроме того, традиционно получилось так, что рентгенологи, специализирующиеся на разных типах аппаратов, скажем, обычном рентгене и МРТ, мало общаются между собой, замыкаясь в узкой нише.

Во всем мире производители обучают врачей работе на своем оборудовании, говорит Валентин Синицын. В последнее время учат не только очно, но и посредством интернета. Но все же лучший вариант – когда медики проходят подготовку в специальных учебных классах, считает Игорь Тюрин.

Дело в том, что оборудование для больниц в 98% случаев приобретается за счет бюджета, и с этим связаны свои особенности. «Есть у чиновников тенденция – выбирать аппарат из верхнего ценового сегмента, – объясняет Игорь Тюрин. – То есть хорошая техника – это вопрос престижа местной администрации. Но при этом не учитывается, что чем дороже прибор, тем выше стоимость его обслуживания. А вот на обслуживании всегда экономят». Между тем ремонт современного дорогого оборудования обходится в копеечку. Например, рентгеновские трубки выходят из строя раз в полтора – два года, а их стоимость – десятки тысяч евро, которые в бюджете, как правило, не предусмотрены. Отсюда и ситуации, когда прибор простаивает без дела месяцами. Например, в 2008 году КТ в городской больнице Архангельска был без дела 8 месяцев по причине отсутствия такой трубки, рассказывает главный внештатный специалист по лучевой диагностике Минздрава Архангельской области Александра Панкратьева. Контракты на постоянное техобслуживание производителем для многих бюджетов дороги, стараются экономить, вызывая ремонтников, только если уж совсем припечет. К тому же зарубежных специалистов приходится долго ждать. И получается, что хотя нормативный срок службы томографа в России – 8 лет против 5–6 на Западе, треть этого времени аппарат простаивает.

Будущее покажет, насколько производителям удастся наладить полный цикл, от разработки до обучения врачей. Но радует, что наконец кто-то решился пойти по такому пути, не ограничиваясь банальной закупкой оборудования за рубежом.

Источник: http://www.inauka.ru/technology/article101380.html