Индекс цитирования

Авторизация






Забыли пароль?

Обложка журнала

НОВОСТИ

(11/10) Ученые из ИФХЭ РАН и МГУ под руководством Ольги Виноградовой поняли, как «полосатая» гидрофобность..
   Ученые из ИФХЭ РАН и МГУ под руководством Ольги Виноградовой поняли, как «полосатая» гидрофобность меняет течение жидкости     ...
Read More ...
(11/10) Ученые обнаружили пути проникновения вирусов гриппа и ВИЧ в организм
Ученые ИФХЭ РАН, НИТУ МИСиС, МФТИ и ряда других российских научных организаций изучили и описали би...
Read More ...
(17/04) Курс “Анализ геномных данных”, Москва, 2 – 11 июля 2012
Уважаемые коллеги, Со 2 по 11 июля 2012 года Учебный центр Института биологии гена РАН организует практический десятидневный курс по статистическому анализу геномных дан...
Read More ...
(12/03) Впервые получено изображение атомов, движущихся в молекуле
Исследователи из Университетов Огайо и Канзаса впервые смогли получить изображения атомов, движущихся в молекуле. С помощью ультрабыстрого лазера исследователи выбивали элек...
Read More ...

Конференция по наноструктурным материалам NANO–2010 Печать
(3 голосов)
08.12.2010 г.

Image

Среди многочисленных конференций, симпозиумов и семинаров по нанопроблематике, которые сейчас проводятся во всем мире едва ли не ежедневно, международные конференции по наноматериалам с эмблемой NANO – одни из старейших специализированных научных форумов в этой области. Они регулярно, начиная с 1992 г., проводятся один раз в два года. Очередная конференция NANO–2010 прошла в Италии (Рим, 13–17 сентября 2010 года) в Римском университете Ла Сапиенца. Этой конференции предшествовали девять предыдущих: Мексика (Канкун, 1992); ФРГ (Штутгарт, 1994); США (Гавайи, 1996); Швеция (Стокгольм, 1998); Япония (Сендай, 2000); США (Орландо, 2002); ФРГ (Висбаден, 2004); Индия (Бангалор, 2006), Бразилия (Рио-де-Жанейро, 2008). NANO–2012 решено проводить в Греции на острове Родос.

Конференции собирают широкий круг исследователей и разработчиков в области нанопроблематики, которая сейчас становится едва ли не главенствующей на широком научно-техническом поле. Общеизвестны весомые преимущества реализации достижений нанотехнологии практически во всех областях человеческой деятельности – традиционная и новая техника, энергетика, электроника, информационные технологии, медицина, сельское хозяйство, оборона, транспорт и охрана окружающей среды. С другой стороны, переход к наноинтервалу обнаружил и многие чисто научные физические, химические, материаловедческие, биологические, медицинские и др. проблемы, связанные, например, с выявлением роли размерных эффектов и границ раздела, особенностями деформации наноструктур, токсикологией, катализом и т.д. Все это, наряду с запросами обороны и космоса, определяет высокие темпы развития нанотехнологии, что проявляется как в существенно возрастающих ассигнованиях, так и в значительном росте информационного потока. Сейчас в мире издается около 100 специализированных наножурналов. Наностатьи печатаются и в значительном количестве классических естественнонаучных журналов – в общей сложности ежедневно появляется более 150 публикаций, охватывающих все аспекты нанопроблематики. Одно из ведущих научных издательств Springer ежегодно выпускает более 30 монографий и сборников по нанотехнологии и наноматериалам.

Естественно, что этот широкий спектр исследований, разработок и публикаций отражается также в тематике наноконференций – в Риме одновременно работало шесть секций, которые рассматривали следующие основные вопросы (в скобках указано количество сообщений): наночастицы (114), нанокомпозиты (94), нанополупроводники (65), наноматериалы для энергетики (64), наномагнетизм (64), химический контроль наноструктуры (45), наноэлектроника (44), углеродные нанотрубки (36), нанобиотехнология (34), 2D-самосборка (32), моделирование (32), механические свойства (30), наномедицина, катализ и др. (всего 27 направлений). Как видно, спектр представленных докладов был довольно широким и не исчерпывался только собственно наноматериалами, а охватывал в разной степени многие аспекты нанотехнологии. Понятно, что точная классификация проблематики часто затруднительна в связи с мультидисплинарностью нанотехнологии, но стоит отметить, что таким важным вопросам, как нанотоксикология и нанометрология, было посвящено всего по семь докладов.

На конференции было заслушано 10 пленарных и 73 приглашенных докладов, 253 устных и 534 постерных сообщений. С полной программой конференции можно ознакомиться на сайте [1]. Следует отметить, что отсутствие некоторых ведущих ученых из США, Японии, Китая и других стран несколько обеднило палитру пленарных и приглашенных докладов.

Содержательный анализ доложенных на конференции результатов требует отдельного подробного изложения. Доклады будут опубликованы в специальном выпуске журнала Journal of Nanoparticle Research. Я бы хотел выделить лишь несколько интересных, с моей точки зрения, сообщений.

В пленарном докладе H.L. Tuller из Массачуcетского технологического института (США) «Наноструктурные материалы для топливных элементов и сенсоров нового поколения» всесторонне анализировались возможности поверхностей раздела в гибком регулировании параметрами явлений переноса в нанокерамических объектах.

J. Weissmüller из Института физики материалов (Гамбургский университет, ФРГ) подробно осветил особенности физико-механических свойств нанопористых материалов, получаемых методом коррозионного вытравливания одного из компонентов из сплавов типа Au-Cu и Au-Ag. В одном кубическом миллиметре золота после анодного растворения меди или серебра может содержаться до 1015 соединений диаметром около 5 нм. Материалы этого типа рассматриваются в качестве эффективных актуаторов – приводов в сенсорных устройствах, — а также в катализе. О возможности получения алюминиевых сплавов с высокой прочностью (около 1 ГПа) и приемлемым относительным удлинением (~5 %) рассказал Р.З. Валиев из Института физики перспективных материалов (Уфа, Россия). Эти характеристики достигаются за счет использования методов интенсивной пластической деформации и создания особой наноструктурной иерархии, включающей высокую плотность дислокаций, нанометровые зерна и сегрегации на их границах, а также в тройных стыках. В докладе Th. Tsakalakos (Университет Ратгерса, Пискатавей, США) описана интересная методика исследования механического поведения оксидных покрытий в процессе изгиба посредством рентгенофазового анализа с помощью синхротронного излучения с энергией до 200 кэВ.

В конференции участвовало около 750 человек (из них около 140 студентов и аспирантов), представлявших 43 страны мира. Предыдущие конференции в Бразилии (2008 г.) и Индии (2006 г.) собирали по 330 и 704 участников соответственно, но рекордное количество ученых (1100) было в ФРГ в 2004 году. Наибольшее число заявок на доклады (из общего числа принятых 870 тезисов) было представлено Италией (205), на втором месте была Россия (73), на третьем – Иран (69), затем ФРГ (67), Индия (60), Бразилия (42) и т.д. США, Япония и Китай представили, соответственно, 30, 27 и семь докладов. Приведенные цифры примерно соответствовали и количеству участников из разных стран.

Конечно, из данных по представительству докладчиков из разных стран и распределению их сообщений по направлениям нельзя судить о развитии нанотехнологии в тех или иных странах и о «горячих точках» этого развития.

Но, тем не менее, очевиден прогресс нанотехнологических исследований и разработок в России и в ряде развивающихся зарубежных стран (Индия, Иран, Бразилия). Для полноты картины рейтинга можно привести результаты последнего обзора, охватывающего ситуацию в 19 странах мира, по данным известной аналитической фирмы Lux Research Inc [2]. На графике по оси Y показан уровень активности в области наноразработок (научно-технический потенциал); по оси Х – уровень технологического развития – возможности коммерциализации. Эти уровни оценивались по многим параметрам (Y– государственное и частное финансирование, научные публикации и патенты, количество кампаний и центров и др.; Х – затраты на научно-технические разработки и выпуск высоко-технологичной продукции по отношению к ВВП страны, количество работающих исследователей, уровень «утечки мозгов» и инфраструктуры и т.д.).

Анализируемые 19 стран были разбиты на четыре группы: 1-я группа – доминирующие лидеры (доминанты – Япония, Южная Корея, ФРГ, Тайвань); 2-я группа – страны из «Башни из слоновой кости» («Слоновая кость» – высокая активность разработок, но скромная реализация достижений); 3-я группа – Игроки ниши (страны с высоким уровнем технологического развития и с небольшим сектором наноразработок); 4-я группа – Младшая лига.

Image

На графике показано положение стран в 2007, 2008 и 2009 гг. 1, 3 и 5 – это цифры баллов, которыми оцениваются страны по осям X и Y. Сумма этих цифр определяет место страны в рейтинге.

По этим данным, Россия, совершив заметный рывок в течение 2007–2009 гг., все еще остается в младшей лиге и находится на 12-м месте среди 19 анализируемых стран. По оптимистичному прогнозу А.Б. Чубайса [3], Россия имеет возможности перейти из младшей группы в лидирующую, минуя 2-ю и 3-ю группы.

Многие из стран (например, Швеция, Бразилия) снизили свои показатели – очевидно, в связи с влиянием кризиса. Интересно отметить также, что по сравнению с 2007 г. США, оставаясь лидером в области наноразработок, из высшей лиги переместились во вторую группу за счет невысокого относительного уровня выпуска продукции. По сумме показателей Япония является лидером в развитии нанотехнологии, хотя и в этой стране, как и в Южной Корее, отмечено снижение технологического уровня. Китаю пока не удалось перейти в группу лидеров, но заметно повысился его научно-технический потенциал.

Конечно, не следует переоценивать анализ [2], поскольку в рейтинге всегда важна полнота учета всех факторов и их «вес» в суммарных показателях. Наряду с положительными моментами кажется важным обратить внимание и на некоторые негативные стороны современного развития нанотехнологических исследований в нашей стране – это снижение уровня финансирования фундаментальных разработок, ведущихся в РАН и по проектам РФФИ, а также уменьшение публикаций в журналах, отражаемых в Science Citation Index. С девятого места по цитированию в области нанотехнологии в 2005 г. наша страна переместилась еще ниже, пропустив вперед Индию и другие страны. По динамике роста публикаций мы отстаем от Индии и Китая [4] (см. табл.).

ТАБЛИЦА - Динамика роста публикаций по странам в 2000 и 2007 гг.

Страна

Количество наностатей

2000 г.

2007 г.

Китай

1670

11 313

Индия

303

2 291

Россия

816

1 790

В целом все же конференция NANO–2010, проходившая в кампусе крупнейшего в Европе университета Ла Сапиенца (основан в 1303 г;сейчас на 20 факультетах занимается около 140 тысяч студентов и аспирантов), продемонстрировала возрастающий интерес к наноструктурному материаловедению, способствовала ознакомлению с новыми результатами в этой области, помогла установить творческие связи и, конечно, ощутить прелести и очарование древнего, но вечно молодого Рима.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://nano2100.mlib.cnr.it
  2. Нано Дайджест, 6 сентября 2010 г.
  3. Чубайс А.Б. РОСНАНО: итоги трех лет и стратегия до 2015 г. Доклад на рабочем совещании, посвященном итогам деятельности Корпорации  в 2007–2010 гг. и задачам по развитию рынка нанотехнологической продукции (10 сентября 2010 г.) www.rusnano.com
  4. Liu X., Zhang P., Li X., Chen H., Dang Y., Larson C., Roco M.C., Wang X. // Trends for nanotechnology development in China, Russia and India. J. Nanoparticle Research. 2009. V. 11. P. 1845–1866.

 Журнал "Российские нанотехнологии" № 11-12 2010 год.